Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 им. И.В. Курчатова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СТАРЕЙШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ЮГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В 2017 году Симферопольская гимназия № 1 им. К.Д.Ушинского  отметило свое двухсотпятилетие. Ее история насыщена многими знаменательными событиями, связана с именами людей, известными далеко за пределами Крымского полуострова. Ее преподавателями и учениками были выдающиеся деятели науки и культуры: великий химик Д.И. Менделеев, научный руководитель «атомного проекта» И.В. Курчатов, известный дипломат Г.А. Иоффе, художник-маринист И.К. Айвазовский, армянский композитор А.А. Cпендиаpов, известный просветитель и публицист Исмаил бей Гаспpинский, выдающийся педагог и просветитель И.И. Казас и многие другие.

Становление гимназии

Еще император Александра I ратовал за то, чтобы гимназическое образование являлось прямой дорогой для юношей в университет. Вот в рамках проекта императора о развитии среднего образования в России и было открыто в Симферополе одно из старейших учебных заведений  НА ЮГЕ Российской империи.

Таврическая мужская гимназия в г. Симферополе, была основана 1 сентября 1812 года. Молодое учебное заведение состояло из четырех классов, и не имело собственного помещения, снимая каждый год все новые. В 1836 году была преобразована в семиклассную с новым учебным планом, переименована в Симферопольскую мужскую казенную гимназию, но собственное помещение получила в 1841 году, купив здание у генерал-майора Ревелиотти за 60000 рублей. В этом здании по адресу ул. К.Маркса, 32 гимназия располагается в Симферополе и сейчас.

Здесь в 1854 году начинал педагогическую деятельность Д.И. Менделеев. Но, начавшаяся Крымская война помешала этому и Лмитрий Иванович через две недели пребывания в Симферополе уезжает в Одессу.

В 1854 году, опять же из-за войны, учебное заведение прерывает занятия и в классах располагается госпиталь для русских воинов, где основоположник военно-полевой хирургии консультировал больных хирург Н.И. Пирогов. Впоследствии Н.И. Пирогов посетил гимназию как попечитель Одесского учебного округа.

Возобновились занятия только в 1856 году.

В 1865 году это была уже классическая гимназия с одним древним (латинским) языком.

По Уставу от 30 июня 1871 года гимназия получила устройство, с которым и вошла в XX столетие. В 1888 году в гимназии обучалось 434 учащихся. А при открытии гимназии в 1812 году число составило всего 17 человек. В 1890-е годы в гимназии обучалось 285 учащихся.

Удаленная от центров русской жизни, гимназия испытывала нужду в самом необходимом, ощущала нехватку учебных пособий.  И здесь на помощь пришли меценаты неравнодушные к будущему государства.

С организационной деятельностью гимназии связаны такие личности, как первый попечитель гимназии симферопольский врач О.К. Мюльгаузен, основатель Никитского ботанического сада Х.Х. Стевен, помогавший гимназии материально.

Во время его директорства Г.Л. Марков при гимназии был открыт пансион, стараниями педагогов  удалось организовать историко-географический и историко-архивный музеи. В последнем была нумизматическая коллекция в несколько тысяч монет, и другие предметы древности. В гимназии был создан особый отдел который работал при фундаментальной библиотеке «Таврика». Отдел состоял из книг по истории, археологии, географии Крыма (создан в 1886 году). Кстати, впоследствии коллекции минералов и монет из гимназии были переданы в Таврический естественно- исторический музей. Можно сказать были первыми экспонатами будущего Центрального музея Тавриды.

В развитии гимназии активно участвовали городские власти. Начиная с 1876 года, Городская дума Симферополя ежегодно отпускала по 1200 рублей на обучение бедных учеников гимназии. Выбор кандидатов на бесплатное обучение принадлежал педагогическому совету, решение утверждалось городской управой.

Была в гимназии и своя церковь, освященная 24 октября 1882 года память 25-летия царствования императора Александра II, во имя Св.Александра Невского. Устроителем и старостой храма был известный симферопольцам купец-винопромышленник  Г.Н.Христофоров. Позднее он был похоронен в его церковной ограде. К сожалению в 50-е годы церковь была разрушена а могила старосты утрачена. Жаль…

Преподаватели гимназии были людьми неравнодушными, соглашались работать во вновь созданных гимназиях за символическую плату, вели многообразную научную и культурную работу. В гимназии работали люди, интересы которых не ограничивались только преподаванием своего предмета. Например преподаватель И.И.Казас публикует работы «Практический курс древнееврейского языка для караимских школ», «Русский букварь для татарских народных школ», учитель Ф.Я. Ребец «Значение искусств Муз и гимнастика по Платону». Известный крымский кравевед. А.Маркевич преподавал в гимназии русскую словестность и занимался краеведческими исследованиями, а директор гимназии Г.И.Тимошевский выпустил «Грамматику русского языка» в двух частях. Так, учитель математики М.Федорченко разработал новую систему телеграфной передачи с целью ускорения телеграфирования. Другой учитель математики – Г.Кирков во время русско-турецкой войны уехал на родину, в Болгарию, где впоследствии стал членом комиссии по разработке первой конституции Болгарского княжества. Увлечение живописью и графикой помогло Киркову в разработке сюжетов первых болгарских почтовых марок.

Преподаватель русского языка М. А. Колосов, впоследствии ординарный профессор Варшавского университета и член-корреспондент Императорской Академии Наук, оставил после себя глубокий след правильной и серьезной постановкой преподавания этого предмета, какой не существовало до него на юге России.

Учителя гимназии внесли большой вклад в изучение истории Крыма.  Её преподавателями были известные краеведы Ф.Ф.Лашков — учитель истории, директор Г.И.Тимошевский, археологи А.О.Кашпар и Х.П.Ящуржинский.

Крымский кравевед А.И.Маркевич двадцать четыре года проработал в гимназии учителем русского языка и словесности Круг его интересов был удивительно разнообразен он занимался краеведением, историей, этнографией, археологией Крыма. Активный член Таврической ученой архивной комиссии, он  с 1908 г. стал ее председателем. Его работу «Таврика. Опыт указателя сочинений, касающихся Крыма» выдающийся историк, академик Б.Д. Греков назвал настольной книгой каждого исследователя Крыма.

Строго обстоял вопрос с успеваемостью и дисциплиной. Всего до 1887 году полный курс обучения в гимназии прошли 455 учащихся. С 1871 по 1887 год гимназию с аттестатом зрелости окончило 189 человек. За это же время  за неуспеваемость отчислили 123 человека, а за плохое поведение- 50.

1 сентября 1887 года гимназия торжественно отпраздновала свое 75-летие. В праздничной речи директор Г.И. Тимошевский говорил о том, что «гимназия считала своим долгом развивать в детях истинно патриотический дух, прививать им любовь к Родине, воспитывать гимназистов в глубоком уважении к ее прошлому и вере в будущее, пробуждать в детях стремление к знаниям». Не правда ли, с тех времен цели остались те же?

Учению время

Какие же дисциплины «грызли» первые крымские гимназисты?

Так, в учебную программу гимназий в 1804 году было включено «…кроме полных курсов: латинского, немецкого и французского языков … дополнительный курс географии и истории, включая в сию последнюю науку мифологию (баснословие) и древности, курс статистики общей и частной Российского государства, начальный курс философии и изящных наук, начальные основания политической экономии, курс математики чистой и прикладной, курс опытной физики и естественной истории; также начальные основания наук, относящихся до торговли, основание технологии и рисование». 

С новыми реформами, с принятым новым уставом средних учебных заведений 1864 года, были утверждены и новые учебные программы.

В ставших классическими гимназиях греческий язык был сделан обязательным, появилась космография, церковно-славянский язык, естественная история (краткое наглядное объяснение трёх царств природы), исчезла логика и остался только один новый язык. Осталось усиленным преподавание латинского и греческого языков, хорошо преподавалась и математика, что видно из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий и прогимназий.

Занятия в гимназии начинались в 8-30 , а заканчивались в 2 часа 35 минут. Помимо уроков были занятия музыкой, танцами, пением. Преподавалось пение светское и духовное. Был в гимназии духовой и струнный оркестр.

В гимназии проводились литературно-музыкальные вечера и экскурсии за город.

Для перевода в следующий класс и при выпуске из гимназии проводились экзаменационные испытания. Первым экзаменом было сочинение на предлагаемые темы.

В 1898 году «Почему роман получил господствующее место и значение в новейшей литературе?».

В 1899 году экзаменаторов интересовала «Драма античная, ложноклассическая и новая», а в 1903 году выпускники раскрывали суть темы «Как понимали долг писателя наши лучшие поэты?».

Представляют интерес и билеты для экзамена по русскому языку и словесности . Так 27 мая 1909 года гимназисты-выпускники держали, среди прочих, ответ на вопросы 8-го Билета: «Богатырский эпос. Старшие и младшие богатыри. Приемы былинного творчества. Малороссийские думы. Современные исторические песни (солдатские)».

А ну, современные выпускники, дайте ответ на этот билет с оценкой в баллах ВНО.

Также держали испытания по физике, истории, алгебре и арифметике, геометрии и тригонометрии, а также математической географии.

Результаты выпускных испытаний из года в год разнились. Так в 1898 году в отзыве г-на Попечителя Одесского учебного округа такая характеристика: «Состав учеников в нынешнем году как по знаниям, так и по развитию был средним и далеко в этом отношении выпуску прошлого года. Тем приятнее отметить выдающиеся успехи по сочинению. Громадное большинство писавших справились с этой задачей очень хорошо, а все вполне удовлетворительно. Подражания учебнику не замечено. Ошибки против этимологии и синтаксиса речи встречаются редко: «заглаждение» вместо «исправления» (у Иванова), «поражаться чему» вместо «чем» (у Сапожникова). Зато орфография- выше всякой похвалы: в 21 сочинении оказалась одна всего ошибка («не сомненно» у Молчанова и перенос «волше-бника» у Такопуло). Экстерн был один, написал так плохо, что, поставив ему «3», комиссия проявила чрезвычайную снисходительность.»

Таврический губернатор, посетив в 1899 году экзамен по истории в 5 классе, нашел ответы учащихся блестящими. Конечно, были и слабые ученики, которые учились посредственно и переходили из класса в класс с переэкзаменовками, и такие, которых отчисляли из гимназии, как тогда говорили, за безуспешность.

Для тех, кто хорошо учился, как поощрение были освобождение от платы за обучение и различные стипендии и пособия. В гимназии существовало16 именных стипендий, учрежденных как общественными организациями, так и гражданами города Симферополя. Например была стипендия имени Д.И.Грязнова, учрежденная жителями Симферополя, кандидатом права М.М.Вульфом была учреждена стипендия имени Анны Вульф и Моисея Вульф, также Стипендия имени Н.И.Иванова (бывшего городского головы) и Стипендия имени Бахчисарайского резервного батальона.

А лучшим ученикам 6-8 классов разрешалось давать частные уроки, то есть заниматься репетиторством.

При гимназии можно было сдать экзамены на получение различных профессиональных званий, например: учителя народной сельской школы, аптекарского ученика или домашнего учителя по французскому языку. Причем экзамены на эти звания в гимназию приезжали сдавать не только из городов и сел Крыма, но и из других губерний.

Но, судя по тому, сколько выдающихся людей, да и не только выдающихся, а просто грамотных, полезных граждан страны, вышло из этого учебного заведения, можно говорить о его высоком уровне преподавания.

«Здесь столько замечательных росло»

Перечисление выдающихся выпускников гимназии напоминаем чтение энциклопедии. Уж столько известных имен из различных отраслей человеческой деятельности звучит.

Из стен гимназии вышли: И.К.Айвазовский – выдающийся художник-маринист, Н.А.Арендт – доктор медицины, один из основоположников теории воздухоплавания в России, Е.В.Вульф – ботанико-географ, И.Гаспринский – выдающийся просветитель крымско-татарского народа,  Г.О.Графтио – инженер-энергетик, академик АН СССР, Н.С. Державин — филолог, академик АН СССР, А.А. Зайончковский – тюрколог, академик Польской АН, А.А.Иоффе — выдающийся советский дипломат, И.В.Курчатов — физик, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, А.С. Лаппо-Данилевский- историк, академик Петербургской АН, П.И. Лукирский — физик, академик АН СССР, Д.Н. Овсянико-Куликовский — литератор, санскритолог, почетный член Петербургской АН, Н.Д. Папалекси – физик, академик АН СССР, А.А. Спендиаров — выдающийся композитор, дирижер, основоположник армянской инструментальной музыки, А.С.Стевен — председатель Таврической  губернской  земской управы, первый председатель Таврической ученой архивной комиссии, основатель краеведческой  библиотеки «Таврика», Г.А.Тихов – астроном, член–корреспондент  АН СССР, академик  АН Казахстана.

Выпускником гимназии был и Народный артист СССР Владимир Владимирович Кенигсон. Замечательный артист известен и как дублер французского комика Луи де Фюнеса в фильмах о «Фантомасе», а дети наверняка знают песню старухи Шапрокляк из мультфильма о крокодиле Гене и фразу: «птица говорун отличается умом и сообразительностью» из «Тайны третьей планеты».

В гимназии учились члены исполкома “Народной Воли” М.Н.Тригони и П.А. Теллалов, будущие известные революционеры В.Ф.Горин-Галкин, М.А.Лурье (Ю.Ларин), один из первых советских дипломатов А.А.Иоффе.

В годы Гражданской войны бывшие одноклассники нередко оказывались по разные стороны баррикад. Например, жертвой «белого террора» стал выпускник 1913 г. В.А.Шаталов – один из организаторов установления Советской власти в Симферополе. Жертвой «красного террора» стал воспитанник гимназии А.А.Стевен — член правительства Крыма в 1919 г. Был выпускником гимназии и подполковник В.В. Альмендингер, который в рядах Симферопольского офицерского полка участвовал в боях против красных и петлюровских войск на Украине, а также против махновцев.

Одну из ярких страниц в историю школы-гимназии  вписали учителя и ученики в годы Великой Отечественной войны. Ребята и старших и младших классов вступили в смертельную схватку с фашизмом. Многие из них погибли в этой борьбе.

Навсегда вошли в историю симферопольского подполья имена членов “Особой диверсионной” подпольно-патриотической группы, которую возглавил ученик 9 класса Василий Бабий. В.И.Бабий после войны стал доктором технических наук, почётным гражданином Симферополя.

На одной из мемориальных досок, установленных на фасаде гимназии, высечены имена учеников – членов других подпольно-патриотических групп, зверски замученных фашистами. Это Боронаев В.Е., Боронаев Л.Е., Волошинов И.М., Григорьева В.В., Дацун В.В., Кусакин С.Н., Рожков Ю.В., Савватеев О.А., Самойленко Л.Е.

Традиции, заложенные в Симферопольской мужской гимназии, продолженные Симферопольской средней школой № 1, живы и сегодня в гимназии № 1 им. К.Д.Ушинского. Недавний выпускник гимназии, шахматист Сергей Корякин, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый молодой гроссмейстер, достойно представляет Россию на международном уровне. Много выпускников гимназии учится в различных ВУЗах России. Они готовятся продолжить традиции старейшего учебного заведения- приносить пользу своей Родине.

А во время недавнего визита в гимназию премьер- министр РФ Д.А. Медведева, осмотрев музей истории гимназии, отметил, что школ с такой историей в нашей стране немного и взял под контроль процесс реконструкции здания и улучшения материально- учебной базы учебного заведения

Хочется закончить статью четверостишием  крымского поэта С.А. Лукьянова:

Друзья мои! Вам очень повезло.

Здесь каждый выпускник имеет имя.

Здесь столько замечательных росло,

Что вам не подобает быть иными!

Дмитрий Борисов,

заведующий Музеем истории гимназии,

учитель истории

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов